Отче наш, Сущий на небесах!

ПЕНИЕ И РУКОВОДИТЕЛИ ЕГО. РЕГЕНТ И ДИРИЖЁР.



Одна из драгоценных способностей, какой наделяет Господь человека - это пение.
Пение - это плод уст равно, как и речь человеческая. Речь человеческая - это способность передавать волю, желание, мысли. Пение же - это способность выражать состояние внутреннего человека, сокровенное душевное настроение, причем оно сопровождается словами: иначе это не пение, а просто мелодия (музыка).
В природе поют птицы, животные издают присущие им звуки, однако человеческое пение отличается тем, что оно разумное и самое совершенное из всех существующих в природе мелодий и звуков.
Пение бывает: личное, когда человек поет сам для себя, изливая душу свою, для общества - вдохновляя его, и для Господа - восхваляя своего Творца в сладкозвучных мелодиях.
Много наслаждения и утешения получает человек, изливая чувства свои, свое настроение, прощения и моления, благодарения и т.д. перед Богом в пении. Бывает оно сольное, дуэт, трио, квартеты, хоровое пение и общее.
Вторым даром, дарованным человеку Господом - это способность воспроизводить мелодии на музыкальных инструментах. Эта область самая разнообразная и в разных народностях имеется своя народная мелодия и инструменты. Музыка чаще всего, в христианском обществе сочетается с пением. Это самое прекрасное, наивысшее духовное наслаждение для народа Божия.
Поскольку пение и музыка - это способности, дарованные человеку от Бога, то и служение этими дарами должно быть только для Творца всех миров. Эти дары пришли к нам с неба, их принесли Ангелы, поэтому самое совершенное пение - это ангельское, человеческое же пение - это всего лишь отражение духовного, это частица Божьего великолепия. Поэтому оно прекрасно и действенно только тогда, когда человек исполняет его по вдохновению свыше, от Духа Святого.
Чтобы воспринимать и воспроизводить эти небесные мелодии, Бог наделил человека разумом, голосовыми связками и духом.
Человек воспринимающий мелодии из духовного мира, называется композитором. Он их закрепляет на бумаге для пользования и впервые воспроизводит в человеческом обществе. Так же как пророчества и проповеди достигают своей цели при славословии, когда служитель вдохновен от Бога Духом Святым, так и пение и музыка, должны быть, как вдохновение свыше.
Поэтому, служение пением и музыкой связано с духовным достоинством его исполнителя. Первый вдохновенный солист из самого достоверного древнейшего документа - Библии, это Мариамь -сестра Аарона. "И взяла Мариамь, пророчица, сестра Аарона в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь пред ними: "пойте Господу, ибо высоко превознесся Он." (Исх.15:20-21)
Здесь мы видим, что пение и музыка были тесно связаны с победой народа Божьего. И наоборот, в земле пленения при реках Вавилона, когда Израиль лишился своей духовной высоты, то на вербах посреди его повесили мы наши арфы.(Пс.136:1-2)
Служение музыкой и пением в храме Божием во дни Давида было составной частью Богослужения и исполнители его были посвященные на это служение.(1Пар.25:1)
"Давид же и все Израильтяне играли пред (Господом) Богом из всей силы с пением, на цитрах, псалтырях, и тимпанами, и на кимвалах, и трубах."(1Пар.13:8)
"И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трех дочерей. Все они под руководством отца своего вели в доме Господнем с кимвалами, псалтырями и цитрами в служении в доме Божием."(1Пар.25:5-6)
Пение в доме Божием имело строгий порядок: по очередности.(Пс.146:7)были начинающие -(1Пар.15:21)первостепенные и второстепенные - ст.18, громкие голоса - ст.9 и тонкие - ст.20, разных возрастов -(Пс.148:2)а над всеми ими был учитель пения, искусный в нем и на сие служение был поставлен начальник левитов - Хенания - ст.22.
Пение совершалось по разработанному уставу -(1Пар.6:31-32:39)каждый певец знал свое место служения и стоял на нем - ст.39 и ст.44.
Женское пение преобладало в Израиле больше всего в самом стане, который был также освящен и где соблюдался идеальный порядок и чистота.
В первоапостольских церквах мы не видим какого-то устава по организации пения и музыки, но пение было и в быту, и в служении Господу, оно было в своем порядке и в составе богослужения. "Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом или поучение... все сие да будет к назиданию, ... так бывает во всех церквах и святых."(1Кор.14:26-33)
Пению надо было научиться: "научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу."(Кол.3:16)
Пение было и в быту: "И воспевши, пошли на гору Елеонскую (Христос и апостолы)."(Мф.26:30)
На основании всего изложенного в братстве ЕХБ принято и Духом Божиим вложено в потребность внутреннего человека духовное христианское пение и по возможности, музыка, как в семьях, так и при богослужении.
Пение в Церкви должно рассматриваться не как любительское приложение, а как неотъемлемая часть богослужения - священнодействия.
Поэтому, должно совершаться абсолютно одинаково по существующим нотам в нашем братстве в страхе Божием и благоговении, как проповедывание и совершение духовных треб. (Устав MСЦ ЕХБ, § 27).
В духовной своей основе петь должно по благодати, т.е. вдохновенно, не по привычке или обряду, "в сердцах ваших."
По внешнему выражению петь должно стройно, красиво, т.е. благозвучно, четко.
Для этого, всем хористам следует усердно с постоянством и с чувством долга учиться пению просто, сердечно, по-детски. В церкви существует несколько видов пения. Прежде всего общее пение. Как хоровое, оно является частью священнодействия, в котором принимают участие все члены Церкви. Оно должно быть вдохновенным, привлекательным, хоть и без какого-либо устава и руководства, но стройным.
В общем пении должны быть 2-3 человека ведущих, все остальные поют внимательно прислушиваясь к их голосам.
Каждый поющий должен всегда понимать о том, что он поет пред Богом и для Него.
В некоторых Церквах общее пение при богослужении постепенно вытесняется хоровым, как более стройным, красивым; такое отношение к общему пению - неправильно.
В хоровом пении участвуют ограниченный крут членов Церкви и оно кроме хвалы и благодарности Господу приносит в сердцах сгущающих умиление, благоговение, одобрение, утешение, обличение и т.п. Общее пение имеет те все действия, но в нем участвует вся Церковь, поэтому, в ряде случаев, благодать Божия имеет большую силу влияния на сердце человека (необращенного грешника) при вдохновенном исполнении общим пением.
При хоровом пении присутствующие получают наслаждение через слушание, при общем -наслаждаются личным участием в нем. Поэтому, всеусердно надо стремиться, чтобы в общине было организовано стройное хоровое пение, но ни в коем случае нельзя умалять или пренебрегать общим пением, за которым преимущество. Многие члены Церкви лишены возможности в своих условиях петь громко гимны, а душа жаждет этого, поэтому пусть дети Божии, имея к этому возможность, когда сходятся, поют до насыщения.
В некоторых случаях, во время общего пения хор или совсем молчит, или поют только некоторые, - это неверно и оскорбительно.
Хор в Церкви играет ведущую роль в общем пении, к нему все поющие прислушиваются, поэтому хористы, исполняющие гимны общего пения, должны петь также строго по нотам.
Регенты обязаны руководить и наблюдать не только та хоровым пением, но и за общим.
Общее пение время от времени должно пополняться в своем репертуаре новыми гимнами. В этих случаях хор должен великодушно помочь общине разучить новый гимн.
Предлагается здесь один из практических примеров.
Желаемый гимн регент разучивает вначале с группой хористов 5,6,8 человек, после усвоения поручает размножить текст гимна в нескольких экземплярах. На собрании этот гимн пропевается этой группой внятно, сердечно, по окончании же регент предлагает желающим на 20-30 минут разучить новый гимн и, раздав приготовленный текст, с молитвой пропоют к разучиванию его в Церкви.
Пресвитер общины и регент обязаны периодически беседовать об общем пении, разъяснять важное значение его, призывать к усердному, благоговейному и стройному общему пению, как в Церкви, так и дома. Почти в каждом христианском доме на стенах висят тексты: "Я и дом будем служить Господу", но не во всех христианских семьях поются доброохотно, сердечно и постоянно гимны.
Первая причина, что не поются гимны, это - что нет мира между членами семьи, поэтому нужно раскаяться и примириться.
Вторая причина - это увлечение материальными заботами с раннего утра до поздней ночи. Надо искать прежде Царствия Божия, довольствоваться малым и находить время для служения Богу в своем доме.
Третья причина - это члены семьи замкнуты в свой личный мирок и нет церковной жизни в доме, нет свободного дыхания Духа Святого, а оно прежде всего проявляется в духовном пении.
Нужно во всем раскаяться, дать простор Духу Святому и петь в домах.
Hosted by uCoz